Праславянская суть литовского и вообще балтских языков
Как английский язык стал индоевропейским – вопрос конечно, интересный. Впрочем, преобладающей на сегодня версией является, что переносчиками ИЕ языка на Британские острова, стали венеды\венеты, или по второму определению – кельто-славяне. Так или иначе, «присутствие в западных языках мощного пласта славянской лексики», что отмечают лингвисты, коснулось и английского языка. Возможно, это "прикосновение" произошло в последнюю очередь, уже после того, как ИЕ языки постепенно охватили всю Европу. Но тем не менее, именно «славянская» лексика, а точнее, праславянская, а еще точнее, лексика ПИЕ языка Русской равнины, в нём и просматривается.
Правда, пресловутые балты – это результат миграции на запад индоевропейцев, даже тех, кто еще и славянами-то не были. И более того, были еще насельниками фатьяновской культуры, ариями, которых позже назвали индоевропейцами.
А балты - это географический территориальный термин, и не более того. Так получилось, что именно литовцы и латыши, которых и причислили к балтам, в будущем сформировались на этой территории. Но изначально, на тех территориях жили носители культуры шнуровой керамики (4000-3500 лет до н.э.), которых назвать индоевропейцами еще нельзя (до Индии оставалось – еще долгих 2500 лет!). И "шнуровики" говорили на древнеарийском языке, который в то же время стал расходиться на ветви арийского языка. Уже в последующей, фатьяновской культуре Русской равнины (2500-2000 л. до н.э.) этот древнеарийский язык вылился 3000 л. до н.э. в язык, живущих на Русской равнине самых ранних предков русов, и язык, ушедших на восток и юг ариев.
ДНК-генеалогия определила, что культуру шнуровой керамики сопровождали носители Y-хромосомной гаплогруппы R1a-Z645, а в фатьяновской культуре выделились носители ее субкладов-ветвей R1a-Z645-Z280 и R1a-Z645-Z93. Так получилось, что первые стали ранними русами, а вторые известными далее в истории ариями.
Но здесь речь зашла о пресловутых балтах, под которыми понимают в основном литовцев с латышами. Хотелось бы развеять их некоторую искусственную, в силу специфики их образования, отстранённость от других славян. Поскольку, как выясняется, ничем они не лучше и не хуже тех групп населения Восточной Европы, которые и сформировали славянские народы.
И даже язык, которым они отстранились от остальных славянских языков латиницей, не менее славянский, чем другие.
И тут немного лингвистики. Ниже ряд базисных слов из литовского, которые даже представленные латиницей, легко выявляют их славянскую суть:
eiti идти,
stovėti стоять,
bėgti бежать,
žiūrėti [жюрети] – смотреть, зырить,
akis глаз, око,
ausis ухо, nosis нос,
barzda – борода,
žmona – жена,
sūnus сын, dukra дочь,
ranka – рука,
vežti – возить. vilkti – волочить,
vilna шерсть,
naktis ночь,
diena день,
saulė солнце,
mėnuo – месяц,
žvaigždė [жвайгжде] – звезда.
Можно легко создать стословник лексики литовского языка по Сводешуу, и видимо, лингвисты его уже создали.
Естественно, в процессе формирования, например, литовского языка происходило определенное искажение изначальной лексики. Вопрос только в том, чья лексика была изначальной, и кто ее исказил? Впрочем, это уже и не вопрос. ДНК-генеалогия на него давно нашла ответ.
Почему ДНК-генеалогия? А вот, почему?
Лингвисты оценивают времена расхождения языков от общего предка, а ДНК-генеалогия имеет
«независимые результаты, рассчитанные по мутациям в ДНК, по временам обитания и древних миграций как предполагаемого общего предка, так и племен, которые от него разошлись, более того, порой есть и археологические данные наряду с древними ДНК из захоронений вдоль миграционных путей». [Вестник Академии ДНК-генеалогии т. 18.№ 2, февраль 2025, с. 161].
Так, сейчас совпадение базисной лексики современных русских и литовцев составляет 76%. Для примера, совпадение базисной лексики современного русского и древнеиндийского (санскрита) – 54%. Всё это рассчитано по формуле С. Старостина.
Что касается литовского и русского языков, то лингвисты рассчитывают время их расхождения, исходя из предположения о существовании их общего предка, физического и языкового. Но по данным ДНК-генеалогии (А.А Клёсов) «такого общего предка не было и не могло быть».
Поскольку выяснилось, что у литовцев примерно поровну, по 40%, гаплогруппы N1a1 и R1a. Причем у каждой – свой древний общий предок. При этом общий предок гаплогруппы R1a литовцев жил на этой территории 5000 лет назад, а гаплогруппы N1a1 где-то на пути с Урала и на 2000 лет позже.
Где R1a – это фатьяновцы (R1a-Z645-Z280) с их арийским (праславянским) языком, а N1a1 – уральцы со своими уральскими языками, приобретенными еще в процессе миграции из Южной Сибири, с Алтая.
То есть литовский язык стал результатом заимствования мигрирующих с Урала групп населения гаплогруппы N языка носителей гаплогруппы Z280.
Современные носители гаплогруппы N в Литве, являются носителями только субклада гаплогруппы N-L1025, который образовывался 2900 лет назад (900 г. до н э.). Время жизни общего предка этого литовского субклада составляет 2700 лет назад.
Что вполне согласуется со временем, 3500 лет назад, когда уральцы, в том числе и будущие литовцы и латыши, сошли с Урала, и 1000-1500 лет назад шли через Русскую равнину, заселенную носителями R1a-Z645-Z280 c их индоевропейским языком, в сторону Балтики.
Так, в числе литовцев среди носителей R1a оказалось 86% со снипом Z280, и 12% со снипом M458 (восточные славяне и западные славяне).
В результате этой тысячелетней миграции будущие литовцы и латыши полностью свои уральские языки потеряли и перешли на ИЕ язык носителей гаплогруппы R1a-Z280. Речи при этом о разделении языка на балтский и славянский никакой не было. Но протяженное заимствование уральцами рода N как индоевропейского языка, так и постепенное вхождение уральцев в ряды носителей R1a, имело место. И в процессе этого уральский язык вытесненным.
«То, что сейчас совпадение базовой лексики у современных русских и современных литовцев составляет 76% (по данным С.А. Старостина), это не результат некоего «расхождения их языков», а результат тысячелетнего, постепенного заимствования индоевропейского языка в ходе протяженной миграции носителей гаплогруппы N1a1, будущих литовцев, у носителей гаплогруппы R1a и их женщин».
Можно, к слову, отметить, что пришли уральцы на территории, где уже 5 до 4,5 тысяч лет назад обитали носители R1a-Z645. Так, в Литве на территории Паневежиского края были найдены два древних ископаемых Y-хромосомных ДНК гаплогруппы R1a-Z283 и R1a-Z280 с датировками 4495±75 и 3890±190 лет назад. Все датировки – время культуры шнуровой керамики, культуры индоевропейцев.
Одним словом, 76%-е совпадение базисной лексики двух языков оказалось вовсе не результатом некоего «расхождения» языков, а стало результатом исторически непрерывного процесса их взаимодействия.
Возвращаясь же к расхождению ИЕ языков по Европе, то здесь можно использовать выражение А. Клёсова, что они разошлись по Европе подобно лесному пожару.
«Индоевропейские языки разошлись по Европе как лесной пожар, начиная с конца II - начала I тыс до н.э. В то время их можно связать с кельтскими языками (по классификации лингвистов), которые произошли с хорошей вероятностью или от лужицкой культуры, или от иллирийцев-фракийцев-венедов-венетов, все гаплогруппы R1a (Z280 и/или М458). Если посмотреть на карту распространения кельтов (например, глава "кельты" в Википедии), то увидите, как маленькое пятнышко кельтов в центральной Европе (регион будущей Австрии) всего через несколько столетий распространилось по всей Европе. Это, конечно, не кельты, люди так не распространяются, тем более не оставив соответствующего следа в истории. Это распространялся индоевропейский язык (его можно назвать арийским, но с определенными коррективами, он, конечно, уже отличался от арийского языка III-IV тыс до н.э.). Причина, по которой этот флективный язык заменил агглютинативный, пусть ищут историки и лингвисты. Причины, конечно, не военные, видимо, некая мода, привлекательность. Короче, Европа в течение нескольких столетий, до 7 века до н.э., заговорила на ИЕ языках (Выделено мной - Б.Н.). В том числе основатели древнего Рима говорили уже на нем. А более древние этруски - еще нет, потому "этрусское не читается"». [Вестник Академии ДНК-генеалогии т. 18. №1, январь 2025, с. 141].
Так что, и ранее присутствие в Британии венедов, оставивших там многочисленные топонимы венедского происхождени, отмеченное Томасом Шором в книге «Происхождении англосаксонского народа, вполне объясняет влияние их на язык будущих англичан.
Б. Новицкий
Комментарии
Отправить комментарий